Роза - символ страсти и молчания

Роза – признанная царица цветов, история ее уходит в прошлое на 3,5 тысячи лет. Первые упоминания о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях. Существует предание о том, что самая прекрасная из женщин – Лакшми – родилась из розы, которая имела 108 больших и 1008 маленьких лепестков. Лакшми стала богиней красоты, а роза – символом божественной тайны и священным цветком для всех восточных народов.

Наибольшего почитания роза удостоилась в Древней Персии. В персидской поэзии повсеместно был распространен мотив любви соловья к розе. Вот один из вариантов такой легенды о розах: сладкоголосый соловей, пленившись очарованием и ароматом царицы цветов, крепко прижал красавицу к своей груди. Увы, острые шипы пронзили его грудь и алая кровь брызнула на розу. Соловей умер, воспевая свою любовь, а наружные лепестки розовых бутонов и по сей день сохраняют красноватый отлив. По персидски роза – «гюль», и сама Персия получила поэтическое название «Гюлистан» – «Розовый сад».

От персов любовь к этому цветку переняли магометане. К примеру, у турков бытовало предание, что роза родилась из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому не один магометанин не смеет наступить на розу. Более полный набор символических значений розы включал: совершенство, изящество, славу и хвалу, гордость, мудрость, тишину.

Древние эллины верили, что белые розы родились из морской пены на теле Афродиты, когда она выходила на берег из волн, и оставались белыми, пока Афродита не узнала, что ее возлюбленный Адонис смертельно ранен вепрем. Она бежала к любимому, не замечая, что колет нежные ноги о шипы роз. Капельки этой крови и превратили белые розы в красные. Согласно другой трактовке этой легенды, Афродита безутешно оплакивала любимого Адониса и превратила его в цветок, из крови его выросли алые розы, а из горячих слез богини – анемоны. Напомним, что Адонис – божество финикийско-сирийского происхождения, наделенное растительными функциями, которые связаны с ежегодным умиранием и возрождением живой природы.

Поскольку роза была цветком Афродиты, богини любви, она стала играть важную роль в любовных традициях и свадебных обрядах. Венками из роз, перевитых миртом, украшали головы невест, розовые венки посылали друг другу влюбленные, лепестками роз усыпали брачное ложе. Таким образом, традиция наречения розы символом любви пережила века и сохранилась до наших дней.

Вместе с тем, в Китае, Древней Греции, Риме роза стала символом смерти, цветком загробного царства. Ею украшали урны с прахом, считалось, что аромат розы защищает тело от разложение, и приятен умершему в его нездешних странствиях. В дохристианской Германии красная роза служила символом меча и смертельной раны, вследствие этого в германских сказаниях розовыми садами называли поле битвы и кладбища.

У древних римлян символика розы совершила сложную метаморфозу. Будучи поначалу цветком строгой нравственности и наградой за выдающиеся деяния, во времена упадка империи она стала символом порочности и разврата.  Но среди пиров и оргий было еще одно интереснейшее значение розыэмблемы молчания, и посвящалась Гарпократу – богу молчания. В залах для пиршеств нередко подвешивали белую розу, и взгляд на нее заставлял многих опьяненных людей замолчать, не выболтать тайны, и тем самым сохранить свою жизнь. Знаменитое выражение sub rosa, «под розой», на многие века стало обозначать тайну.


То, что роза стала цветком разврата, не могло не отвратить от нее первых христиан, которые отвергали излишества и вели праведную жизнь. Поначалу роза даже находилась под запретом, считалось грехом украшать ею свое чело. Однако, со временем, благодаря своей красоте, роза заняла достойное место в христианской культуре. Роза наделялась особой символикой, она являла собой милосердие, милость, божественную любовь, всепрощение.

Красная роза стала символом крови Христа, пролитой во имя искупления человеческих грехов. А вот белая роза посвящалась Марии Магдалине и по легенде выросла из слез раскаявшейся блудницы. А вместе белая и красная розы были посвящены Богородице. Самого же Иисуса Христа олицетворяла невиданная золотая роза. Именно этот цветок, начиная с XI века на ежегодном празднике, называющимся «розанное воскресенье», благословлял римский папа, и вручал ее самому религиозному из христианских монархов.

В средневековом изобразительном искусстве, наполненном мистической символикой, роза стала воплощением небесного блаженства, ее зелень олицетворяла радость, шипы – печаль, бутон – славу. В Средние века роза начинает также играть роль символа различных тайных обществ, к примеру тайного вестфальского судилища, а впоследствии – знаменитых орденов франкмасонов и розенкрейцеров.

В истории Англии роза сыграла весьма мрачную роль. С 1455 по 1485 год эту страну раздирала кровопролитная междоусобная война за престол между двумя родами феодалов – Йорками и Ланкастерами. Первые изобразили на своем гербе белую розу, вторые алую. Так, под знаменем этих безвинных цветов и бушевала жестокая война, поэтично названная войной Алой и Белой розы, в которой погибли предводители обоих родов. Впоследствии английские садоводы создали новый сорт розы под названием ланкастер-йорский. Его особенность в том, что на одном кусте расцветали и белые, и красные цветки, примиряя некогда враждующие семьи.

В XVI-XVIII веках роза вновь возвращает себе значение земной чувственной страсти. Эта ее ипостась отражена в куртуазной поэзии, в любовной европейской литературе. В XIX и начале XX века роза становится заглавным символом у писателей-романтиков (У. Блейк, Д.Г. Россети) и символистов (С. Малларме, О. Уайльд), являясь универсальным воплощением бесконечности мира, олицетворением духовной Вселенной.

На Руси роза появилась лишь в XVI веке, в царских садах, о чем в своих записках сообщает немецкий посол при русском дворе барон Герберштейн. Дорогой цветок в то время был доступен только обеспеченным людям и совсем не известен простому народу. Однако некоторые ученые считают, что празднуемая издавна на Руси «русальная седмица» (совпадающая с Троицей) восходит своими корнями к римским праздникам роз, которые сперва перешли к славянским племенам на Балканах, а оттуда на Русь. У балканских славян до сих пор сохранился обычай на Троицу бросать розы с церковной колокольни.

Особая роль этого прекрасного благоуханного цветка на протяжении всей человеческой истории привела к появлению большого количества женских имен, образованных от названия розы. Это и просто Роза, и более сложные формы: Розита, Розина, Розалия, Розетта, Розамунда, Розалинда, Розабланка.

Источник: Розы для Леди